Какая судьба ждёт крымские ЖЭКи
С 1 января 2015 должен быть осуществлен окончательный переход Республики Крым в правовую систему РФ. В связи с этим «Кафа» попросила прокомментировать возможные изменения в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами — практикующего юриста Дмитрия Цыбулева.
Как пояснил юрист, в РФ в настоящее время существуют три способа управления многоквартирными домами:
1. Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2. Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3. Управление управляющей организацией.
Непосредственное управление. Такой способ управления возможен, если в доме не более 16 квартир. Указанный способ предусматривает, что граждане самостоятельно, в индивидуальном порядке, заключают договора с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями.
Из плюсов данного способа управления можно указать следующие: отсутствие управленческих расходов, возможность выбора поставщика услуги (в большинстве случаев не действует, по причине предоставления услуг естественными монополиями), возможность самостоятельно определять перечень услуг, сверх минимально установленных законодательством. Управляющим органом является совет многоквартирного дома, возглавляемый председателем.
Главным достоинством является возможность самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества (за исключением организации мест сбора ртутьсодержащих ламп), или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества. При выборе такого способа управления в практике могут возникнуть проблемы при получении софинансирования капитального ремонта дома согласно федеральной программы.
Для небольших домов — это наиболее оптимальная система управления, при надлежащей консолидации жильцов. Эта система содержит минимум бумажной волокиты, так как регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не требуется.
Отсутствует какая-либо финансовая отчётность (за пределами заключенных договоров), в практике позволяет жильцам самостоятельно собирать деньги для проведения каких либо работ (не требующих специальных разрешения) и проводить их самостоятельно или привлекая любых подрядчиков. При этом каждый собственник несёт индивидуальную финансовую ответственность.
Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
Эта система управления во многом схожа с непосредственной системой управления, но имеет ряд своих особенностей, по сути, эта система является аналогом украинского ОСМД, поэтому подробно останавливаться на нём не будем. Из недостатков можно отметить следующие: необходимо создание юридического лица, следовательно возрастают расходы на его содержание (плюс возможность введения членских взносов), в том числе налоговые обязательства, возможность банкротства юр. лица, коррупционная составляющая нерадивых председателей (жильцы перечисляют денежные средства в ТСЖ, а уже непосредственно со счетов ТСЖ производится оплат всех услуг и работ, что оставляет поле для злоупотреблений).
Некомпетентные работники могут стать причиной наложения значительных штрафов на юр. лицо, что в последствие будет покрываться за счёт платежей собственников. Из-за задолженности ТСЖ в практике могут отключить всех потребителей, а не конкретных должников. Небольшое ТСЖ не может содержать полноценный штат работников, но при этом имеет возможность привлекать работников на основании соответствующих договоров.
Потребителю приходит единственная квитанция за все платежи, а уже ТСЖ оплачивает каждый вид услуг/работ отдельно. ТСЖ имеет возможность получать прибыль за счёт распоряжения общим имуществом жильцов (реклама, аренда и т.п.)
Управление управляющей организацией, как и первый способ, — этот вид управления является новеллой для крымского потребителя. По сути, управляющая компания — это профессиональный управленец, который берет на себя обязательство по обслуживанию дома и, естественно, такие услуги требуют финансовых затрат.
В отличие от ЖЭКов управляющая компания отвечает за все услуги ЖКХ, предоставляемые гражданам. Если рассматривать идеальную управляющую компанию, то за несколько более высокий тариф вы получите профессиональное управление домом и контроль за качеством производимых работ и предоставляемых услуг, оперативное реагирование на жалобы жильцов. Ключевым отличием от предыдущих способов управления является то, что управляющая компания является коммерческой организацией.
А как известно, главной задачей коммерческой организации является извлечение прибыли. К сожалению, профессионал — это редкая категория людей во всех сферах нашей жизнедеятельности, поэтому высокая плата не является залогом качества предоставляемых услуг. В деятельности управляющих компаний не редки злоупотребления и банальное разворовывание средств жильцов.
По сути рассмотренной проблематики есть такие рекомендации: всем жильцам многоквартирных домов необходимо самостоятельно определиться со способом управления домом, а также выбором управляющей компании. В противном случае это сделают вместо них органы местного самоуправления.
На начальном этапе в зависимости от размера дома, следует выбрать непосредственное управление или ТСЖ (его аналоги). Затем, если возникнет необходимость, выбрать управляющую компанию, предварительно изучив (осмотрев) обслуживаемые ею дома, пообщавшись с жителями этих домов.
Также можно привлечь управляющую компанию на основании договора для осуществления каких-либо конкретных работ и оценить качество предоставленных услуг. Эти действия снизят риск выбора непрофессиональной управляющей компании. Так же необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора с управляющей компанией.
http://kafanews.com/novosti/95903/kakaya-sudba-shdyot-krymskie-sheki_2014-10-28